Вот несколько красноречивых примеров. В то время как во всем мире ставки по кредитам упали, Сбербанк не только поднял ставки, но и в одностороннем порядке пересмотрел в сторону увеличения ставки по уже имеющимся кредитам. По существу Сбербанк кинул российский средний и малый бизнес. Бизнесмен, который в 2007 году брал кредит и был уверен, что он сможет платить, скажем, 400 тыс. руб. в месяц, обнаружил, что он должен платить 500 тыс. руб. — при уменьшившемся потоке наличности.
При уменьшении цены энергоносителей и уменьшении энергопотребления цена за электричество возросла. Причем если рост цены на электроэнергию за 2009 год в среднем составит 25%, то рост платы за подключение намного превышает этот показатель. С чего бы? Что изменилось, кроме желания монополиста скомпенсировать выпавшие от кризиса доходы?
Комичный пример: в то время как по всему миру стоимость авиаперевозок упала, в России она возросла — при том что керосин подешевел. В Европе добраться из конца в конец можно за 100 евро, авиакомпания «Сибирь» продает билет эконом-класса на рейс «Новосибирск-Чита» за 27 тыс. рублей! И если в прошлом году Владимир Путин негодовал по поводу цен на авиабилеты (видимо, лоббируя интересы конкретных авиаперевозчиков, а именно Air Union), то в этом году, когда Air Union обанкротилась, Путин молчит.
Многочисленные государственные службы стремятся компенсировать выпавшие из-за кризиса доходы. Дело доходит до абсурда. На одно из предприятий, которое не работает вот уже полгода, СЭС… ходит каждую неделю. Городские власти повысили ставки аренды на землю, иногда в десятки раз.
О налоговой службе и говорить нечего. Лучше всех ситуацию мне описал один из бизнесменом в Забайкальском крае. «В 1998 году мы были в одной лодке, и власти, и предприниматели, — сказал этот человек, — можно было прийти в налоговую и договориться, чтобы выплатить людям зарплату. А сейчас нельзя договориться ни о чем. Ты им говоришь: «У нас кризис». А они отвечают: «А у нас кризиса нет. У нас премия».
Борьба правителей между собой в надежде сохранить выпадающие доходы приводит к макроэкономическим сдвигам и даже геополитическим конфликтам. Типичным примером может служить закрытие Черкизовского рынка. Ради банальной попытки передела контрабанды власти лишили работы сотни тысяч человек и поссорились с Китаем.
Как легко увидеть, основная проблема российской экономики — не мировой кризис и тем более не сильный рубль. Основная наша проблема — это неспособность денег, находящихся в экономике, превращаться в капитал, порождающий новые деньги. Деньги бедняков не обращаются в капитал, потому что они не имеют никаких гарантий их сохранности; деньги взяточников не обращаются в капитал, потому что взятка и служебное положение — это не тот вид имущества, под который можно взять кредит в банке, деньги крупных предпринимателей обращаются в капитал за границей, потому что ни один предприниматель не будет вкладывать деньги в стране, где к нему могут прислать доктора.
Источником заработка в настоящий момент в России является не частная собственность, а должность: должность налогового инспектора, майора, генерала, президента. Владельцы должностей и монополий стремятся сохранить прежний уровень доходов, и за счет этого общий объем ВВП сокращается, как шагреневая кожа.
В течение нескольких месяцев эта ситуация начнет приводить к массовым увольнениям и безработице. Что может быть ответом власти на подобную ситуацию? Война. Война — это хороший способ отвлечь население от проблем и объяснить проблемы кознями врагов. И в этом смысле, увы, ни новый порядок применения российских Вооруженных сил за рубежом, ни угрозы президента Медведева в адрес Украины нельзя считать простой случайностью.
Когда экономика здоровая, ей помогает девальвация. Когда экономики нет, власти поможет только война.